Тетцоева Лина Алихановна

НОД «Занимательные эксперименты

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

  детский сад № 41 "Гномик"

г. Владикавказ.

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе.

 

Тема: «Занимательные эксперименты»

 

 

 

 

 

Воспитатель: Тетцоева Л.А.

 

 

 

 

2024г

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и магнитов; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

 Развивающие:
• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- эксперимент

Материал: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, полоски бумаги, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, цветная тушь, бумага, магниты, скрепки, металлические, пластмассовые, деревянные предметы, салфетки и одноразовые тарелки.

 

Ход НОД:

Организационный момент:

Все ребята встали в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение?  Вы готовы к новым открытиям?  

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное место .Там работают лобаранты,у них много приборов для экспериментов, Кто уже догадался как это место  называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ,это Лаборатория. Ребята , в лаборатории надо соблюдать определенные правила: -соблюдать тишину, -не перебивать друг друга. -не мешать друг другу, -работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель:  Вы готовы? Давайте тогда  отправимся в лабораторию, а чтобы попасть туда надо произнести волшебные слова:

Глаза руками ты прикрой,

А потом опять открой,

Вправо, влево покружись,

В нужном месте окажись.

СЛАЙД  № 1 –ЛАБОРАТОРИЯ

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Воспитатель: Итак, начнем наши эксперименты.Отгадав мою загадку вы узнаете с чем будет наш  первый опыт.

 СЛАЙД  №  2 ЗАГАДКА О ВОЗДУХЕ.

Эксперимент № 1 “Как поймать воздух?”

Воспитатель: - Ребята,как вы думаете воздух можно увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель: Я придумала, нужно поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом ?

Ответы детей

-Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.

(Ответы)

Воспитатель:  Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

 (Ответы детей).

Воспитатель: - А давайте проверим!

Воспитатель: - Ребята, перед вами стаканы с водой ,возьмите и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: Что это происходит с водой?

Ответы детей:  Появились пузырьки.

Воспитатель: Как они там оказались? В стакане же только вода была .

(ответы).

Воспитатель: Правильно ,пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

А теперь наступило время отдыха. Становитесь в круг.

Физминутка.

Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо гнутся травы и цветы.

(Наклоны в стороны.)

А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте.

(Прыжки.)

Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг.

(Ходьба на месте.)

Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора.

Воспитатель:- А теперь вернемся в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

СЛАЙД № 3 ЗАГАДКА О МАГНИТЕ

Воспитатель: Я специально загадала вам эту загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И сейчас мы это подтвердим с помощью опыта.

Эксперимент №3 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»

На столе рассыпаны скрепки разной величины  и другие предметы из дерева,пластмаассы,стекла,предложить детям с помощью магнита их собрать.

Вызвать несколько детей для выполнения

Воспитатель: Ребята, а все ли вещи притянулись  к магниту?

Ответы детей

Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Вывод: магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет т.к. сделаны не из железа.

Воспитатель: Послушайте ребята я расскажу вам почему магнит так назвали.

СЛАЙД №4,5,6.

По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никакие другие материалы, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам усложнить наш эксперимент, возьмем пластиковый стакан, нальем в него воды  и посмотрим будет ли магнит  теперь притягивать металлические предметы, или его магнитная сила исчезнет?

Эксперимент №5 «Действует ли магнит через пластик?»

В одноразовый  пластиковый стакан нальем воды и опустим туда скрепку .Теперь с помощью магнита попробуем достать её.

Дети выполняют опыт и делают вывод.

Вывод: магнит притягивает железные предметы через пластик.

Воспитатель: А как вы думаете, если накрыть магнит бумагой будет ли тогда он притягивать предметы?

Эксперимент №6 «Действует ли магнит через бумагу?»

На столе на  салфетке находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Скрепка начинает двигаться.

Вывод: магнит притягивает металлические предметы через бумагу.

Воспитатель: Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы: (алюминий) магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Воспитатель:  Мы сегодня с вами поговорили об удивительных  свойствах магнита и воздуха. А вы знаете, что воздухом можно рисовать?

(Ответы детей)

Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места и мы продолжим наши занимательные эксперименты. Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать.

 (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю цветной туши на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

 

 

 

Заключительная часть:

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось проводить эксперименты? (ответы детей). Какой эксперимент вам показался интересным больше всего? (ответы детей).

- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного.

Дети выбирают человечка по настроению.

31 марта 2024 в 00:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.