Тетцоева Лина Алихановна
Экология «Природа Северной Осетии»
Открытое занятие по экологии в старшей группе Тема:Природа Северной Осетии
Воспитатель:Тетцоева Л.А Цель: Формировать у детей 6-7 лет интерес и любовь к родному краю,к ее истории,ответственное и доброе отношение к природе родного края. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Образовательные -Углубить и систематизировать знания детей об особенностях природы родного края, его географическом положении. -Продолжать учить различать и называть (классифицировать) горные породы и цветы альпийских лугов; -Совершенствовать умение формулировать свои мысли. Развивающие:-Развивать творческие способности и воображение. -Развивать способность раскрывать причинно-следственные связи и взаимозависимости природных явлений. -Развивать чувство цвета, формы и композиции -Развивать память, мышление, глазомер. -Развивать диалогическую форму речи; Воспитательные задачи: -Воспитывать любовь, интерес и бережное отношение к природе родного края. -Воспитывать в детях желание замечать и ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края. -Воспитывать самостоятельность в поиске нужного решения. ХОД: В-ль: –Ребята,листая недавно одну детскую книжку,я в ней нашла интересную загадку .Попробуйте её отгадать. Из тучки холодной я с неба упала,
Дети: Снежинка. В-ль: – Правильно,вот эта снежинка и она к нам прилетела с подарком. Интересно кто нам прислал подарок? Как вы думаете,ребята? Дети: От Д.М. (в-ль достает снежинку с конвертом и предлагает детям открыть и посмотреть, что прислал Д.М.) В-ль:Что же нам прислал Д.М.? Дети: В конверте чистые листы. В-ль:-Я думаю, что это необычные листы, наверняка их Д.М заколдовал. Но у нас есть волшебные краски и с их помощью мы справимся с любым колдовством. Берите себе по листочку и проходите к столам. Дети под осетинскую музыку раскрашивают с помощью губок листы и на них проявляются горы. (Пока дети раскрашивают листы, восп-ль вывешивает физическую карту Северной Осетии.) Восп-ль: Ребята, вам удалось расколдовать картины, что вы на них видите? Дети: Горы. Восп-ль: Давайте внимательно их рассмотрим.Какие у вас получились прекрасные горы. И я кажется догадываюсь где они расположены.А вы догадались? Дети: Да,в нашей республике- РСО-Алания. В-ль: – Вы правы, посмотрите на карту нашей республики. Почти половина её территории покрыта горами. Горная часть нашей республики состоит из Кавказских гор,поделенные на 5 хребтов: Боковой, Главный, Скалистый, Лесистый и Пастбищный. Ребята, а вы знаете из чего сделаны горы? Дети: Из камней. В-ль: –А из каких? (Известняк, каменный уголь, гранит, базальт, мрамор, глина, железная руда, кварц, слюда) В-ль: Из этих горных пород веками складывались Кавказские горы. Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые) Игра «Ящик ощущений» Ребята ,сегодня я вам принесла чудо-ящик, с его помощью мы попробуем узнать горные породы на ощупь. Попробуем определить плотная или рыхлая порода? Имеет колющую, шероховатую или гладкую поверхность? Какой формы? (дети отгадывают породы) В-ль: -Молодцы ребята, вы умеете различать горные породы и называть их признаки. В-ль:– На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки. В-ль: – Как вы, думаете, как называется этот никогда не тающий снег? Дети: Ледники В-ль: - А какие названия ледников вы знаете? Дети: Цейский, Колка, В-ль : Ребята,скажите какие эти ледники и какую пользу они приносят? Дети:Эти ледники самые большие и красивые, а вообще их очень много в нашей республики .А ы знаете какую пользу приносят ледники? Дети: Они нужны для питания горных рек. В-ль: – Правильно, по территории Северной Осетии протекает много рек, но основной является какая река? Дети: Река Терек . (слайд №5 река Терек) В-ль: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам. Известный русский поэт М. Ю. Лермонтов, часто бывавший у нас в гостях, в своем стихотворении создал образ горной реки. (слайд № 6-портрет М.Ю.Лермонтова) Дары Терека Терек воет, дик и злобен,
Ребенок: Она коры не знает ледяной. Цепей зимы и хлада не боится; Серебряной покрыта пеленой. Она сама между снегов родится, И там, где даже серна не промчится. Дитя, природы с детской простатой. Она, резвясь, играет и катится! В-ль – Откуда река Терек берет свое начало? Дети: Она берет свое начало в ледниках горы Зилга – Хох. В-ль:- А какие еще реки протекают по территории республики? Дети: Урух. Ардон, Геналдон, Цейлон, Фиагдон, Гизельдон, Закадон, Урсдон. В-ль: Правильно, обозначаются реки на карте синей линией. Давайте найдем на карте реки и покажем их. (Дети называют известные им реки и показывают их на карте) В-ль:– Вода великая сила, она точит камень и бежит бурлящимся потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Ребята ,давайте послушаем как шумят горные реки. Ложитесь на палас и закрывайте глаза.(2-3 минуты) (Аудиозапись шума горных рек) Что вы чувствовали и представляли себе ,когда слушали музыку? (ответы детей) Но в наших горах есть еще и минеральная вода. Я предлагаю вам ее попробывать. (на столе на подносе стоят чашки с минеральной водой, дети пробуют ее на вкус) В-ль: Какая она на вкус? (ответы детей) В-ль: Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими цветами В-ль: Какие альпийские цветы вы знаете? Дети: Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки. Физминутка: «Цветы на лугу». На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивание руки в стороны.) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивание руки вверх.) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают И по-прежнему цветут. (Потягивание руки в стороны.) Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи о цветах растущих у нас на альпийских лугах. 1 Ребенок: Выглянул подснежник в полутьме лесной
2 Ребенок: Колокольчик голубой
Игровизор «Найди и соедини» (У каждого ребенка карточка с изображением луговых и садовых цветов с одной стороны карточки, а напротив изображение гор и клумбы) В-ль: - На игровизоре изображены цветы, одни из них растут в горах, другие на клумбе. Найдите пожалуйста, те которые подходят к горной местности и проведите линию к значку с горами, а от тех которые растут на клумбе проведите линию к клумбе) В-ль: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Перечислите какие цветы вы соединили со значком гор? Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки. В-ль: А почему тюльпан не соединили с горами? Дети: Потому, что это садовый цветок. В-ль: - Перечислите какие еще садовые цветы изображены. Дети: - Нарцисс, роза, астра. В-ль: - Я вижу, что вы можете отличать садовые и горные цветы. О красоте природы нашего родного края много стихов написал поэт основоположник осетинской литературы К.Л.Хетагуров и именно его словами Я хочу закончить наше путешествие: Ребенок: Мир сказок, мир теней, прохлады. Волшебных грез. Везде, кругом. Густым, увенчаны шатром. Стоят столетние громады. Вот липа. К ней склонился клен И шепчет что-то. К груди белой Чинары тянется несмелой Рукой орешник--- Он влюблен В неё давно, но. что за пара! - Она, красавица чинара, Царица леса, он пред ней- Смешной, уродливый пигмей! А теперь мы возвращаемся в детский сад. Вам понравилось путешествие горы? Мне тоже очень понравилось наше путешествие и мы с вами узнали много нового из нашего путешествия, давайте вспомним: -Что нового вы сегодня узнали? - Что вам понравилось больше всего? Но на этом не заканчивается наше знакомство с природой нашей республики. На следующих занятиях мы познакомимся с лесными массивами и их обитателями. Ребята, вы были все молодцы и я надеюсь, вы будете защитниками нашей природы!! И у нас с Д.М. для вас есть еще один подарок, Достает коробку в ней сладости для детей., 31 марта 2024 в 00:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.