Тетцоева Лина Алихановна

Экология «Природа Северной Осетии»

 

 

Открытое 

занятие по экологии 

в старшей группе

Тема:Природа Северной Осетии

 

Воспитатель:Тетцоева Л.А

Цель:

Формировать у детей 6-7 лет интерес и любовь к родному краю,к ее истории,ответственное и доброе отношение к природе родного  края. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

 

Образовательные -Углубить и систематизировать знания детей об особенностях природы родного края, его географическом положении.

-Продолжать учить различать и называть (классифицировать) горные породы и цветы альпийских лугов;

-Совершенствовать умение формулировать свои мысли.

Развивающие:-Развивать творческие способности и воображение.

-Развивать способность раскрывать причинно-следственные связи и взаимозависимости природных явлений.

-Развивать чувство  цвета, формы и композиции

-Развивать память, мышление, глазомер.

-Развивать диалогическую форму речи;

Воспитательные задачи:

-Воспитывать любовь, интерес и бережное отношение к природе родного края.

-Воспитывать в детях желание замечать и ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края.

-Воспитывать самостоятельность в поиске нужного решения.

ХОД:

В-ль: –Ребята,листая недавно одну детскую книжку,я в ней нашла интересную загадку .Попробуйте её отгадать.

 Из тучки холодной я с неба упала,
Кружилась под солнцем и ярко блистала,
Теперь на ладошку твою опустилась
И в капельку влаги на ней превратилась.
Была я бела и легка, как пушинка,
И как называлась я……..

Дети: Снежинка.

В-ль: – Правильно,вот  эта снежинка и она  к нам прилетела с подарком. Интересно  кто нам прислал подарок? Как вы думаете,ребята?

 Дети: От Д.М.

(в-ль достает снежинку с конвертом и предлагает детям открыть и посмотреть, что прислал Д.М.)

В-ль:Что же нам прислал Д.М.?

Дети: В конверте чистые листы.

В-ль:-Я думаю, что это необычные листы, наверняка  их Д.М заколдовал. Но у нас есть волшебные краски и с их помощью мы справимся с  любым колдовством. Берите себе по листочку и проходите к столам.

Дети под осетинскую музыку раскрашивают с помощью губок листы и на них проявляются горы.

 (Пока дети раскрашивают листы, восп-ль вывешивает физическую карту Северной Осетии.)

Восп-ль: Ребята, вам удалось расколдовать картины, что вы на них видите?

Дети: Горы.

Восп-ль: Давайте внимательно их рассмотрим.Какие у вас получились прекрасные горы. И я  кажется догадываюсь где они расположены.А вы догадались?

Дети: Да,в нашей республике- РСО-Алания.

 В-ль: – Вы правы, посмотрите на карту нашей республики.  Почти половина её территории  покрыта горами. Горная часть нашей республики состоит из  Кавказских гор,поделенные на 5 хребтов: Боковой, Главный, Скалистый, Лесистый и Пастбищный. Ребята, а вы знаете из чего сделаны горы? 

Дети: Из камней.

В-ль: –А из каких?

 (Известняк, каменный уголь, гранит, базальт, мрамор, глина, железная руда, кварц, слюда)

В-ль: Из этих горных пород веками складывались Кавказские горы.  Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)

Игра «Ящик ощущений»

Ребята ,сегодня я вам принесла чудо-ящик, с его помощью мы попробуем  узнать горные породы на ощупь. Попробуем определить плотная или рыхлая порода? Имеет колющую, шероховатую или гладкую поверхность? Какой формы?

(дети отгадывают породы)

В-ль: -Молодцы ребята, вы умеете различать горные породы и называть их признаки.

В-ль:– На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки.

В-ль: – Как вы, думаете, как называется этот никогда не тающий снег?

Дети: Ледники

В-ль: - А какие названия ледников вы знаете?

Дети: Цейский, Колка,

В-ль : Ребята,скажите какие эти ледники и какую пользу они приносят?

Дети:Эти ледники самые большие и красивые, а вообще их очень много в нашей республики .А ы знаете какую пользу приносят ледники?

Дети: Они нужны для питания горных рек.

В-ль: – Правильно, по территории Северной Осетии протекает много рек, но основной является какая река?

Дети: Река Терек .

(слайд №5 река Терек)

В-ль: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам.

Известный русский поэт М. Ю. Лермонтов, часто бывавший у нас в гостях, в своем стихотворении создал образ горной реки.

(слайд № 6-портрет М.Ю.Лермонтова)

Дары Терека

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Ребенок:

Она коры не знает ледяной.

Цепей зимы и хлада не боится;

Серебряной покрыта пеленой.

Она сама между снегов родится,

И там, где даже серна не промчится.

Дитя, природы с детской простатой.

Она, резвясь, играет и катится!

В-ль – Откуда река Терек берет свое начало?

Дети: Она берет свое начало в ледниках горы Зилга – Хох.

В-ль:- А какие еще реки протекают по территории республики?

Дети: Урух. Ардон, Геналдон, Цейлон, Фиагдон, Гизельдон, Закадон, Урсдон.

В-ль: Правильно, обозначаются реки на карте синей линией. Давайте найдем на карте реки и покажем их.

(Дети называют известные им реки и показывают их на карте)

В-ль:– Вода великая сила, она точит камень и бежит бурлящимся потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Ребята ,давайте послушаем как шумят горные реки. Ложитесь на палас и закрывайте глаза.(2-3 минуты)

(Аудиозапись шума горных рек)

Что вы чувствовали  и представляли себе ,когда слушали музыку?

(ответы детей)

Но в наших горах есть еще и минеральная вода. Я предлагаю вам ее попробывать.

(на столе на подносе стоят чашки с минеральной водой, дети пробуют ее на вкус)

В-ль: Какая она на вкус?

(ответы детей)

В-ль: Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими цветами

В-ль: Какие альпийские цветы вы знаете?

Дети: Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки.

Физминутка: «Цветы на лугу».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивание руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивание руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут. (Потягивание руки в стороны.)

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи  о цветах растущих у нас на альпийских лугах.

1 Ребенок:

Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной;
Пусть еще под лесом властвуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга;
Пусть на спящей речке неподвижен лед, –
Раз пришел разведчик – и весна придет.

2 Ребенок: Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой;
Колокольчики – цветы
Очень вежливы…
А вы?

 

Игровизор «Найди и соедини»

(У каждого ребенка карточка с изображением луговых и садовых цветов с одной стороны карточки, а напротив изображение гор и клумбы)

В-ль: - На игровизоре изображены цветы, одни из них растут в горах, другие на клумбе. Найдите пожалуйста, те которые подходят к горной местности и проведите линию к значку с горами,  а от тех которые растут на клумбе проведите линию к клумбе)

В-ль: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Перечислите какие цветы вы соединили со значком гор?

Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки.

В-ль: А почему тюльпан не соединили с горами?

Дети: Потому, что это садовый цветок.

В-ль: - Перечислите какие еще садовые цветы изображены.

Дети: - Нарцисс, роза, астра.

В-ль: -  Я вижу, что вы можете отличать садовые и горные цветы.

О красоте природы нашего родного края много стихов написал  поэт основоположник  осетинской литературы К.Л.Хетагуров и именно его словами Я хочу закончить наше путешествие:

Ребенок: Мир сказок, мир теней, прохлады.

Волшебных грез. Везде, кругом.

Густым, увенчаны шатром.

Стоят столетние громады.

Вот липа. К ней склонился клен

И шепчет что-то. К груди белой

Чинары тянется несмелой

Рукой орешник--- Он влюблен

В неё давно, но. что за пара! -

Она, красавица чинара,

Царица леса, он пред ней-

Смешной, уродливый пигмей!

А теперь мы возвращаемся в детский сад.  Вам понравилось путешествие горы? Мне тоже очень понравилось наше путешествие и мы с вами узнали много нового из нашего путешествия, давайте вспомним:

-Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

Но на этом не заканчивается наше знакомство с природой нашей республики. На следующих занятиях мы познакомимся с лесными массивами и их обитателями.

Ребята, вы были все молодцы и я надеюсь, вы будете защитниками нашей природы!! И у нас с Д.М. для вас есть еще один подарок, Достает коробку в ней сладости для детей.,

31 марта 2024 в 00:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.